Города, дружественные к детям или Child Friendly Cities Initiative. Что скрывается за этим названием?
Вот уже почти 25 лет в мире существует удивительное движение: целенаправленное развитие городской инфраструктуры, ориентированной на потребности детей и семьи в целом.
Немного истории
В 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, в которой среди многих других важных прав утверждалось, что ребенок имеет право на развитие, на игру, на учет его мнения.
В 1996 году на конференции ООН было провозглашено, что благополучие детей – главный показатель здорового и демократического общества.
Сразу после этого ЮНИСЕФ выступила с инициативой и проектом «Города, дружественные к детям» (оригинальное название — Child Friendly Cities Initiative). Цель проекта – помочь городам так строить свою городскую политику, чтобы права ребенка были соблюдены. Позиция «Городов»: дети – активные жители города, поэтому их потребности и мнения должны быть приняты во внимание и учитываться в процессе принятия городских решений.
Как это работает?
Города, принимающие участие в этом мировом проекте, трансформируют свою городскую политику так, чтобы не только взрослые, но и дети чувствовали себя желанными и полноправными жителями города.
ЮНИСЕФ разработала систему оценки городов. Основной критерий «дружественности» к детям — работающий механизм участия детей в городской политике. Голоса детей должны и могут быть услышаны.
В Европе под эгидой ЮНИСЕФ успешно работает «Европейская сеть городов, дружественных к детям». Ею были сформулированы Основные принципы деятельности городов по защите прав и интересов детей: целостность и интегральность, город – для всех поколений, партисипация и др.
Не нужно создавать отдельных уникальных изолированных пространств «только для детей». Нужно создать среду, в которой будут учтены потребности и детей, и взрослых. Тогда эта среда станет комфортной для всех жителей города, и прежде всего для детей.
«Европейская сеть городов» ведет обширную работу по методологической разработке, конкретизации этих принципов и их практической реализации. Раз в два года проводится научно-практическая конференция «Ребенок в городе». Восьмая конференция состоялась в ноябре 2016 года в Генте (Бельгия), девятая – в октябре 2018 года в Вене (Австрия). На этих конференциях впервые была представлена Россия. Следующая конференция пройдет в 2020 году в Дублине (Ирландия).
Профессор С. Аткинсон (Simon Atkinson, Texas, USA) сформулировал принципы преобразования и благоустройства городских кварталов, ориентированных на потребности детей: физический комфорт, отдельное пространство для детей, особая организация входных групп, интеграция школы и школьной территории в жизнь квартала.
Канадская писательница и урбанист Джиллиан Гловер определила основные ориентиры при проектирования пространства города, учитывающего потребности семьи с детьми:
Д.Гловер так же сформулировала 10 «фишек» города, располагающего к игре. Этот емкий список включает в себя конкретные советы для организации городской политики, ориентированной на детей.
Ею были определены принципы Города, дружелюбного к малышам до 1-го года, основная идея которых – безбарьерная среда и внимание к потребностям младенцев и их родителям!
Существует один простой, но очень показательный способ узнать, насколько город открыт для ребенка — так называемый «Эскимо-тест». Суть его очень проста, в нем проверяется, может ли ребенок дойти пешком сам из магазина до дома, пока не растаяло эскимо. С помощью этого теста можно проверить главную идею дружелюбного к ребенку города: есть ли в детской повседневности свобода и возможность выбора, существует ли пешеходная безопасная доступность от места проживания до основных детских мест.
А что делать, если пока в городе нет ресурсов и не накоплена критическая масса инициатив?
Проекты, улучшающие городскую среду
Существуют локальные проекты, так же повышающие качество жизни ребенка в городе: игровые улицы (Play streets), игровые контейнеры – (Scrapstore PlayPod), площадка приключений (Adventure Playground), Дни игры и др.
Не все города имеют ресурсы для существенной трансформации всей структуры городской жизни. Но ведь можно начинать и с малого!
Присоединяйтесь!