Материалы

28

Как сделать так, чтобы прогулка на площадке приносила радость, а не огорчения?

Playspaces.ru
10464
0

 

Инна Котляр, Лилия Ефимова, Мария Соколова

Детская площадка — это такое специальное место, где дети играют, а родители могут расслабиться и ни о чем не беспокоиться. Так ли это?

И да, и нет. Если площадка подходит ребенку по возрасту, отвечает его интересам, другие дети ему не мешают, а он в свою очередь не мешает им, то тогда прогулка доставит удовольствие и ребенку, и родителям. А если площадка выбрана неудачно, то высок риск разного рода неприятных событий, конфликтов и даже травм. Но не только от площадки зависит, хорошей ли будет прогулка.

Мы предлагаем разобраться, как выбрать подходящую площадку и как вести себя на ней детям и взрослым, чтобы прогулка доставила больше радости и не принесла огорчений.

Возрастные рекомендации

Малыши до 3-х лет должны находиться на площадке не только в сопровождении, но и под неустанным присмотром взрослого. Европейские эксперты по безопасности на детских площадках заявляют категорично — дети до 3-х лет не могут самостоятельно оценить свои возможности и то, насколько тот или иной объект для них опасен. Взрослые должны следить, чтобы малыши не использовали те объекты, которые для них не предназначены. Если таких объектов большинство на детской площадке, то ребенок не может самостоятельно исследовать их, не может сам проявлять свою инициативу, получает лишь опыт постоянного сопровождения и опеки.

  • Выбирайте те площадки, на которых дети до 3-х лет могут играть сами.

Трехлетки и семилетки отличаются и по интересам, и по своим моторным возможностям. Малыши и дети постарше двигаются с разной скоростью, с разной степенью ловкости. То, что трехлетнему еще совсем не по силам, для семилетнего может быть уже очень просто.

Если старшие дети оказываются на «малышовой» площадке, то им достаточно быстро становится скучно. И дети начинают бороться со скукой — например, залезать на крышу домика и спрыгивать с него, раскачивать качели «солнышком», взбегать на горку. Подростки, подчиняясь своей внутренней групповой динамике могут даже начать ломать оборудование площадки. Не со зла, а от скуки… А если быть более точными — от обиды, что им на этой площадке делать нечего, что площадка для малышей, а не для них.

Малыши на площадке для более старших детей так же неуместны. Родители вынуждены страховать и поддерживать ребенка при каждом его шаге. И тогда теряется самое важное на площадке: она перестает быть тем местом, где ребенок может самостоятельно играть, познавать мир и экспериментировать.

  • Выбирайте площадку, соответствующую интересам и двигательным возможностям ребенка.

Не только интересы и игры, но и темп движения, и силы у детей разных возрастов очень разные. Малыш, двигаясь в своем темпе и в своей логике, может оказаться в эпицентре игры старших и мешать им. Старшие дети в пылу могут не заметить и случайно толкнуть малыша. Такие столкновения могут стать причиной как конфликтов, так и травм. Не всегда и не все возрастные группы на одной площадке совместимы.

  • Рекомендуем: внимательно относится к одновременной игре детей разных возрастов.

А что делать, если на площадке уже играют и большие, и малыши? Или если в семье дети разного возраста и гулять с ними на двух разных площадках не представляется возможным?

Если на площадке достаточно места для детей разных возрастов, если зоны активности малышей и более старших детей не пересекаются — то можно смело идти на эту площадку смешанной разновозрастной компанией.

  • При планировании маршрута прогулки оцените заранее возможные трудности  и избегайте площадки, переполненные детьми разных возрастов.

Именно родители принимают решение, подходит ли та или иная площадка для их ребенка. Именно родители должны соотнести сложность и высоту игровых конструкций с ростом и умениями своего ребенка.

После того, как выбор сделан, ребенок получает свободу игры на площадке. И задача родителей — уважать право своего ребенка в выборе доступного ему или ей уровня высоты и скорости движения.

  • Пройдитесь вместе с ребенком внимательно по тем местам, которые могут быть опасными для ребенка и обсудите возможные опасности и трудности на площадке. Убедившись, что информация усвоена, предоставьте ему право самому пробовать и получать свой опыт.

Риск и опасность

Сама по себе детская площадка, если оборудование на ней исправно и она построена с соблюдением ГОСТа, не является опасной. Опасным или безопасным на ней может быть поведение ребенка.

Если трехлетний ребенок прыгает с метровой площадки, то это опасно. А если то же самое делает семилетка, то это не опасно: он уже умеет правильно оценить место приземления и сгруппироваться нужным образом.

Для малыша скатывание с высокой горки — новое и неизведанное действие. Для ребенка постарше — это уже почти рутина. Шестилетка с удовольствием съезжает и лицом вперед, и спиной, и на корточках, а особо ловкий — и на ногах. То, что для двухлетки — опасно, для шестилетки — нет. Шестилетний ребенок рискует. Он контролирует ситуацию, знает свои возможности и если что-то пойдет не так, сможет ситуацию исправить.

Риск — важная составляющая поведения ребенка на площадке. Рискует ребенок тогда, когда экспериментирует — делает что-то на грани своих возможностей и при этом контролирует ситуацию. Опасны такие ситуации, в которых ребенок не может предугадать, что случится и не может подготовиться.

  • Выбирайте для посещения такие площадки, где у ребенка в соответствие с его уровнем развития была бы возможность рисковать, но не попадать в опасные ситуации.

Умение ребенка распознавать риски развивается. Чем дети старше, тем точнее они могут оценить свои возможности, более полно проанализировать ситуацию и оценить степень риска. Но одновременно с этим у них уменьшается страх перед новыми и рискованными ситуациями. Дети с возрастом становятся менее восприимчивыми к травмам, поскольку часто сталкиваются с ними — им уже не так страшно разбить коленку.

Площадка должна отвечать потребности ребенка к совершению рискованных действий.

  • Выбирайте такую площадку, где ребенку будет чуть-чуть сложно. Где он будет рисковать и осваивать новое.

Создатели современного игрового оборудования «закладывают» в него возрастные ограничения. Например, первая ступенька на лестнице расположена высоко, это не случайно. Если ребенок не может сам залезть, значит, эта задача превышает его возможности. Через некоторое время он подрастет и сможет залезть сам. Если уже сейчас ребенок смог преодолеть первые ступеньки, то это значит, что уровень его моторного развития позволит ему без больших проблем двигаться по всей лазательной конструкции, горке и т.п.

  • Не подсаживайте детей!

Каждый человек имеет свой уникальный темп и ритм жизни. Кто-то медленно и основательно, а кто-то быстро исследует мир и свои возможности. Особенно на новой и сложной конструкции. Поэтому важно уважать право ребенка изучать площадку, ее конструкции в его собственном темпе.

  • Не подгоняйте ребенка! Особенно на сложных и новых конструкциях.

Не только интересы и игры, но и темп движения, и силы у детей разных возрастов очень разные. Малыш, двигаясь в своем темпе и в своей логике, может оказаться в эпицентре игры старших и мешать им. Старшие дети в пылу могут не заметить и случайно толкнуть малыша. Такие столкновения могут стать причиной как конфликтов, так и травм.

  • Учите и малышей, и старших детей играть на площадке так, чтобы не создавать опасные ситуации, учите их быть внимательными к окружающим.

Детская площадка — одно из основных пространств, где ребенок получает первый опыт общения с другими детьми. Первый опыт сотрудничества, первый опыт столкновения интересов и конфликтов. Кто качается на качелях первым, кто скатывается, кто с кем играет в домике…

Если дети раздражены, расстроены, находятся в конфликтной ситуации, то вероятность возникновения опасных ситуаций возрастает.

  • Научите ребенка соблюдать очередность и основам бережного и приветливого отношения к детям и взрослым.

Одежда

Специальных рекомендаций о том, какой должна быть одежда и обувь ребенка, пришедшего на площадку, нет. Однако опыт показывает, что именно неподходящая одежда может стать причиной возникновения травмы на площадке.

  • Обеспечьте ребенка удобной обувью и одеждой. Важно, чтобы голеностоп был хорошо зафиксирован, отсутствовали каблуки и зацепки. Одежда должна давать возможность активно двигаться. Шарфы и другие детали одежды не должны цепляться за игровое оборудование.

Велосипеды, а поэтому и велошлемы постепенно входят в повседневную жизнь российских городов. Картинка с перечеркнутым велошлемом в на стенде правил поведения сначала удивляет. Действительно, зачем? Ведь велошлем надежно защищает от ударов.

Велошлемы защищают во время движения на велосипеде от получения черепно-мозговой травмы. На детской площадке характер движений ребенка иной. Он может зацепиться ремешком. Шлем может застрять в узких тоннелях и лазах. Все это увеличивает вероятность удушения.

Шлем создает ложное ощущение защищенности. Он провоцирует излишний риск.

  • Приучите ребенка снимать велосипедный шлем перед входом на детскую площадку.

Еда на детской площадке

Почему рекомендуется не принимать пищу на детской площадке?

Не следует позволять ребенку бегать по площадке с бутербродом или яблоком. Ребенок с набитым ртом рискует поперхнуться. Руки ребенка во время движения, особенно лазания, должны быть свободными, кисти не липкими и не скользкими. Да и не стоит провоцировать других детей. Видя аппетитно жующего сверстника, многие тоже захотят!

Остатки еды, обертки, использованные влажные салфетки, остатки еды замусоривают площадку и привлекают мелких городских животных (а как известно, эти животные — переносчики разных нежелательных для детей инфекций).

  • Если ребенок голоден и покормить его на площадке необходимо, отойдите от игровых зон на дальнюю скамейку или газон, организуйте условия для неспешного принятия пищи.

С собаками вход воспрещен

Собаки, как и другие домашние животные  — источник возможных загрязнений на детской площадке. Детская площадка — не место выгула домашних животных!

Более веская причина запрета связана с тем, что для некоторых детей встреча с собакой может быть травматичной. Ребенок не может контролировать свой контакт с животным, оно пугает его своей внезапностью и непредсказуемостью. Даже маленькая и воспитанная собака может испугать малыша.

  • Совместную прогулку детей и животных рекомендуем осуществлять вне территории детской площадки.

Вандализм

Исследования немецких создателей детского оборудования показали, что на тех площадках, где уже что-то сломано, случаи вандализма наблюдаются чаще.

Поэтому невинная на первый взгляд надпись «тут был я» — может стать началом быстрого разрушения площадки.

  • Важно специально учить ребенка бережному отношению к оборудованию площадки.

Детская площадка — пространство, созданное специально для детей, в котором они осваивают мир, играя, общаясь и экспериментируя. Важно, чтобы это освоение было безопасным!

 

Текст подготовлен с использованием материалов конференции «Важность принятия риска» (Кардифф, Великобритания, 2015), методического семинара «Игровая ценность и безопасность» (Фрасдорф, Германия, 2014), семинара Юлиана Рихтера и Гарри Харботтла «Игры — сколько возможно, безопасности — сколько необходимо» (Москва, Россия, 2014)

Подробнее про детские площадки и риски

Видео-сюжет в передаче «Мамина школа» на Первом образовательном канале.

Рисковать, но не попадать в опасные ситуации» — возможности детской площадки. Статья в блоге «Куби-руби».

Проблема риска и безопасности игровой среды в зарубежной психологии. Статья в журнале «Современная зарубежная психология». 2016. Том 5. № 1. С. 16–23.

 

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *