Педагогика переживаний
Admin
Педагогика переживаний или педагогика опыта (outdor education — Erlebnispädagogik)
В современном образовании используется так называемая педагогика переживаний, опыта или экспериментальное обучение (Erlebnispädagogik). Ее родоначальником в Германии считают педагога и общественного деятеля Курта Хана (1886–1974) [1]. Центральное понятие педагогики переживаний — опыт. Опыт — это то, что человек переживает сам, он индивидуален и не зависит от влияний других. Это субъективное, личное событие в жизни человека. В то же время опыт — это тот багаж личности, который она получает от встречи с реальностью.
Задача педагога — познакомить ребенка с миром, дать ему возможность встретиться с незнакомым, неизвестным, а то, какой смысл, какую окраску получит опыт во внутреннем мире ребенка, зависит только от него самого. Это приватная сфера, вторгаться в которую педагог не имеет права.
- Heckmair и W. Michl дали такое определение педагогики переживаний: «Это действие-ориентированный подход, где молодые люди сталкиваются с физическими, психическими и социальными проблемами, которые способствуют развитию их личности и предоставляют возможность нести ответственность за принятые решения» [2]. Они же сформулировали основные принципы этой педагогики:
- Человек должен все делать сам, получая непосредственный прямой опыт.
- Проблемные ситуации должны быть реальными, а не искусственными (если приготовление обеда, то из настоящих продуктов, на настоящей плите; костер – в лесу; скалы – в горах).
- Человек должен получить опыт взаимодействия как с природой, так и с обществом. Для достижения результата он должен научиться сотрудничать с другими людьми.
- Опыт общения с природой должен быть как необычным (экстремальным, экзотическим), так и повседневным, т.е. человек должен научиться жить в разнообразном мире.
- Получение опыта должно быть добровольным. Человек сам определяет, хочет ли он получить тот или иной опыт или нет, будет ли рисковать или нет. У него должно быть право выбора.
- Hahn K.Reform mit Augenmaß. Ausgewählte Schriften eines Politikers und Pädagogen. von Michael Knoll. Verlag Klett-Cotta, Stuttgart, 1998.
- Heckmair B., Michl W.Erleben und Lernen. Einführung in die Erlebnispädagogik. 6. Auflage. Verlag E. Reinhardt, München, 2008.
Добавить комментарий