Принцип учета возрастных особенностей
Детская площадка должна учитывать возрастные особенности детей — их физические возможности, умение оценивать риски и контролировать себя, интересы, потребность в игре, экспериментировании и познании, преобразовании, творчестве, общении, активном движении, отдыхе.
Детская площадка для детей раннего возраста является тем необходимым для полноценного психического развития пространством, где формируются основы социальных форм взаимодействия, принятых в культуре. Формируются базовые компоненты образа Я – чувства собственного движения, равновесия, создающие границы телесного образа Я.
Осторожно, при поддержке взрослого залезть и слезть, в песочнице построить, сломать, вновь построить, вновь сломать; поделиться своей игрушкой и попросить игрушку у другого ребенка, отнять игрушку и пережить конфликт; залезть на горку с помощью родителей, а потом и самостоятельно, скатиться с горки, преодолев страх, скатиться новым способом, скатить с горки игрушку, наблюдая за тем, как она скатывается; качаться на качелях, наблюдая как все вокруг кружится и меняется…
На детской площадке ребенок раннего возраста находится вместе со взрослым, исследует пространство с его помощью и поддержкой. Игры и общение с другими детьми — ситуативны, не продолжительны. Дети играют чаще «рядом», а не «вместе».
В дошкольном возрасте детская площадка — основное место пребывания ребенка на улице, вне помещения. С психологической точки зрения, детская площадка –уникальное место для свободной игры в разновозрастном коллективе, активного общения, экспериментов с различными средами и их сочетаниями, а также исследования собственных движений.
Контакты детей на площадке более длительны и устойчивы, образуются дружеские пары и группы, игры развернуты во времени и пространстве.
Дошкольники не нуждаются в постоянной помощи и поддержке (а так же контроле) со стороны взрослых.
В младшем школьном возрасте детская площадка предоставляет возможность для активных проб собственного движения, что способствует развитию моторной компетентности, активному «преодолению» среды и материалов, когда почти каждый объект площадки используется принципиально иначе (например, в домике не играют, а на него залезают и наблюдают сверху и т. п.).
Младшему школьнику не интересно играть в «малышовом» домике. Домик используется как объект для лазания, как обзорная точка, как место переживания себя выросшим.
Младший школьник использует знакомые, «дошкольные» объекты иным способом, как снаряды для пробы своих физических возможностей. Одновременно с этим — демонстрирует себе и окружающим то, что он уже вырос и больше не нуждается в «малышовом» пространстве.
Детская площадка продолжает быть местом встречи, совместной игры со сверстниками.
В подростковом возрасте площадка — одно из возможных мест для свободного общения подростков, пробы и совершенствования своих физических возможностей и демонстрации их окружающим.
В каждом возрасте уличная площадка может выступать пространством, условием для спонтанного, самостоятельного обучения.